Перейти к содержимому



Фото

Поездка на остров Коневец

Россия

  • Войдите, чтобы ответить
Пока никто не отвечал в этой теме...

#1 Анатолий 60

Анатолий 60

    Постоянный пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 35 сообщений

Отправлено 27 Июнь 2015 - 03:27

   В начале июня удалось побывать с туристической группой на острове Коневец в Коневском Рождество - Богородичном мужском монастыре, это мой небольшой рассказ о поездке.

   Остров Коневец расположен в западной части Ладожского озера; от берега его отделяет водное пространство (около 5 км), которое катер в тихую погоду преодолевает за полчаса. Наибольшая длина острова не превышает 5 км, а ширина равна в среднем 2 км. Название острова происходит от находящегося здесь валуна весом более 750 тонн — Конь-камня, до конца XIV века служившего местом языческих жертвоприношений. Жители побережья, использовав­шие остров как пастбище, на этом камне ежегодно приносили в жертву коня. 

   Путешествие начинается из бухты Владимировская. Обогнув маяк "бухты Владимировская, монастырское судно берет курс на остров Коневец, 16 2510 1.jpg    который отчетливо виден в хорошую погоду. По мере при­ближения к острову начинают вырисовываться монастырские строения на фоне красивейшего леса. В первую очередь видна колокольня, за ней — купола собора16 2514 2.jpg    Это — доминанты архитектурного ансамбля. 16 2540.jpg   И вот корабль, сбавляя ход, приближается к монастырской гавани. Монастырское судно швартуется у причала, построенного уже в советское время чуть восточнее старой гавани. 16 2518.jpg  16 2523 1.jpg

  При сходе на остров проходим около поклонного креста     16 2521 1.jpg    

   Сегодня из всех зданий и сооружений, составлявших некогда комплекс монастырской гавани, в полном объеме сохранились часовня и странноприимный дом или, иными словами, гостиница для людей бедных, которых монастырь по традиции мог приютитьСтранноприимный дом  Коневского Рождество-Богородичского монастыря построен предположительно в 1866 году. Здание спроектировано известным петербургским зодчим, академиком архитектуры, Иваном Блажеевичем Слупским. К сожалению находиться в ужасном состоянии 16 2810 1.jpg  

   Каменная часовня в честь Святителя Николая была построена в 1815 году. Благодаря стараниям   реставраторов, в недавнем прошлом она обрела свой естественный облик.  

 16 2537.jpg

  От пристани  дорога  поднимается вверх к собственно монастырю.  16 2542.jpg  

     По левую сторону  на возвышенном месте виднеется двухэтажная с мезонинами каменная гостиница. Это здание также является плодом творчества архитектора И. Б. Слупского. Проект был составлен предположительно в 1860 году. Здание стоит на гранитном цоколе, стены кирпичные, оштукатурены снару­жи только с трех сторон. Задний фасад в целях экономии оставлен в кирпиче. Главный фасад, обращенный к парку, был бы довольно простым, не будь мезо­нинов с узкими полуциркульными окнами по краям здания и большого витраж­ного окна над центральным парадным входом, освещавшего часовню на вто­ром этаже. К сожалению и это здание еще не отреставрировано   16 2556.jpg

     От центральной аллеи вправо, по краю довольно крутого склона, уходит пес­чаная дорожка и, огибая юго-западную монастырскую башню, выводит к другой гостинице, уже деревянной. 16 2560 1.jpg  Внешний вид здания прост. Оно двухэтажное, в средней части возвышается мезонин в пять окон. Гостиница была построена в 1843 году. Строение примечательно тем, что при его возведении использовались сосновые бревна диаметром до пятидесяти сантиметров, заготовленные в островном лесу. Данная гостиница действующая, нас там покормили вкусным обедом.  Рядом с гостиницей проходит стена монастыря в виде братского корпуса и церкви во имя Святителя Николая Чудотворца. 16 2562 1.jpg

  И наконец мы у колокольни, в нижней части которой устроен арочный проход на территорию монастыря. 16 2803 1.jpg   

Сама колокольня имеет три этажа, высота от ос­нования до креста около 35 метров. Ярус звона имеет форму восьмерика, в каждой грани которого расположены высокие полуциркульные проемы с дере­вянными балками для развески колоколов, которых ранее насчитывалось до десяти. Самый главный из них, весом в 204 пуда, висел на мощных крестовых балках внутри восьмерика. Арочный проход под колокольней закрывали собой Святые Врата. Изготовлены они были из дерева и предположительно обиты медными листами, по которым выполнена роспись. На правой половине был изображен основатель обители Преподобный Арсений, над главою которого Коневская Божия Матерь с парящими ангелами, на левой половине — Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, над главою которого нерукотворный об­раз Христа Спасителя с ангелами. В самой верхней части ворот, в полуциркуле, был изображен Господь Бог Саваоф с исходящим от него Духом Святым в виде голубя. Сегодня это замечательное произведение живописи, впрочем, как и сами ворота, полностью утрачено.

  По правую сторону аллеи, ведущей от колокольни к паперти собора, стоял некогда пирамидальный памятник из путиловской плиты в память о посещении обители в 1858 году Александром II с семейством (в настоящее время памятник перенесён к аллее, ведущей от причала к монастырю).    

                 16 2529.jpg

    Справа и слева от колокольни расположены каменные двухэтажные корпуса. Две небольшие одноэтажные вставки связывают их с основанием колокольни. В правой из них хранили овощи, а в левой находилась общая для звонаря и привратника келия. 16 2578 1.jpg  Сами же корпуса, в виде ломаных линий, простираются к северу и югу. В южном второй этаж занимался настоятельскими покоями, его келейниками, приемной, архивом. 16 2778 1.jpg  На первом этаже помещались келий казначея и его келейника. Весь нижний этаж и- два изворота верхнего, ближайших к колокольне, были построены в 1808-1810 годах. Верхний же этаж третьего изворота надстроен в 1851 году по плану и фасаду академика архитектуры А. М. Горностаева. В образовавшемся изломе со стороны главного фасада был устроен внутренний, так называемый игуменский, дворик, отделенный от внешнего мира высокой каменной оградой с воротами.

      Остановимся же теперь перед главной святыней монастыря — великолеп­ным зданием Соборного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, собо­ра, в котором покоятся мощи Преподобного Арсения Коневского. 16 2786 1.jpg

   Место для строительства было выбрано им самим еще в далеком 1421 году после наводнения, и с тех пор здесь возводился не один храм, но каждый раз на фундаменте первого. В том, что при строительстве использованы древние фундаменты, нас убеждают исследования, проведенные археологами в 1973 и в 1996 годах.    16 2584 1.jpg

  Строительство существующего здания Соборного храма было начато в мае 1800 года по планам и фасадам, начертанным иеромонахом Сильвестром, судя по всему, обладавшим соответствующими знаниями и архитектурной практикой.   16 2624 1.jpg

   За год был выстроен первый этаж и перекрыт деревянной крышей, но дальнейшие работы невозможно было продолжать за отсутствием средств. И тогда было решено обратиться за помощью к императору Александру I, который пожертвовал значи­тельную сумму, позволившую в 1802 году разобрать крышу над первым этажом и надстроить второй, перекрыв его тесовой кровлей. В нижнем этаже провели отделочные работы, и в июне того же года освятили церковь во имя Сретения Господня. Нижняя церковь была зимней, в ней устанавливались печи, что позво­ляло служить круглогодично; верхний же этаж устраивался под летнюю церковь. Лишь в 1809 году окончательно отделали внутри верхний этаж, украсили золоче­ным резным иконостасом и росписями, а в день памяти Преподобного Арсения освятили, как и древний храм, во имя Рождества Пресвятой Богородицы.  16 2793 1.jpg

  Объемно и планировочно здание следует традициям древнерусского зодче­ства, представляя собой восьмистолпный храм с выступающей алтарной частью в виде трех полукружий апсид, центральным кубическим объемом и притвором в западной части. Центральный объем венчают пять куполов на восьмигранных барабанах. Силуэт куполов с главками, форма окон, дугообразные карнизы над ними, пилястры навеяны архитектурным стилем барокко, еще недавно господ­ствовавшем в зодчестве Петербурга. В целом же здание собора вобрало в себя традиции древнерусской архитектуры, мотивы эпохи барокко и влияние набравшего силу классицизма, гармонично объединив все это. В конце 60-х годов XIX века здание собора получило дополнение с западной стороны в виде пристройки с башенкой, что сделало возможным устроить закрытым вход на второй этаж, и появилась дополнительная площадь для ризницы.

/p>  16 2756 1.jpg

 Верхний храм в 1830-е годы был расписан в академической манере, возможно, монастыр­скими художниками.16 2602 1.jpg  

Ряд икон в храме принадлежал кисти знаменитого В. Л. Бо­ровиковского (утрачены)Второй этаж на сегодняшний день не отреставрирован.

 16 2600.jpg  

16 2614 1.jpg

   Восточная линия застройки примыкает к северной и южной также посредством башен, в которых были устроены две церкви: с севера — во имя Препо­добного Арсения, с юга — во имя Святителя Николая Чудотворца. Последняя являлась кладбищенской церковью, построенная на смену обветшалой деревянной в непосредственной близости от братского монастырского кладбища. Никольская церковь была освящена в июне 1815 года. 16 2782.jpg  В паперти ее похоронены тела благо­творителей обители и рабов Божиих из братии, в том числе отца Сильвестра — автора проекта Соборного храма. Церковь во имя Преподобного Арсения, 16 2658.jpg  распо­ложенная симметрично Никольской, несколько меньше пространством. Храм строился в 1849 году как больничный, поэтому кроме основного входа имел еще и частный из примыкавших к нему келий.

    В средней части восточной линии застройки мы видим воротную башню. 16 2628.jpg  Здесь располагалась монастырская библиотека. Хранились в ней древние рукописи, книги Священного Писания, Богослужебные книги, Писания Святых Отцов, исторические, философские, медицинские книги. Всего более восьми тысяч экземпляров. Справа и слева от воротной башни расположились двухэтажные келейные корпуса. Они соединены с башнями одноэтажными зданиями, в которых размещались монастырский музей и аптека с ревизорской.

    Продолжим наше путешествие и выйдем за восточные монастырские ворота. Наш путь лежит к Казанскому скиту, 16 2661 1.jpg  

но нельзя не обратить внимание на хо­зяйственные строения. Справа мы видим каменное двухэтажное с мезонинами здание для рабочих, построенное в 1874 году архитектором И. Б. Слупским. Сейчас это здание отдано детям инвалидам, каждый год на лето приезжают отдыхать на остров дети инвалиды. 16 2776.jpg  С левой стороны — каменная двухэтажная гостиница 1861 года постройки, 16 2662.jpg  за ней виднеется каменный скотный двор, возведенный в 1826 году, к сожалению данное здание сгорело. Чуть дальше к востоку расположилась деревянная конюшня с двором посередине, 16 2670 1.jpg  с двумя избами для конюхов и рабочих — довольно редкий в наше время образец хозяй­ственной постройки, сохранившийся почти в полном объеме (на фотографии справа). 

16 2699.jpg

    Далее дорога широкой просекой углубляется в сосновый бор, 16 2666 1.jpg  

на фоне которого с правой стороны виден силуэт удивительной по своей красоте деревянной часовни во имя Успения Божией Матери.  16 2674 2.jpg

  Часовню построили в 1899 году взамен креста, 

16 2764 2.jpg

 стоявшего на месте, где любил отдыхать Преподобный Арсений. Архи­тектура этой изящной постройки решена в русском стиле.

 16 2686 1.jpg

Выйдя из леса, дорога поднимается к живописно расположенному на вершине холма скиту 

16 2704 1.jpg  

во имя Казанской иконы Божией Матери. Мы видим самые первые из сохранившихся на острове каменных построек. 

16 2707 1.jpg

Строительство скита началось в 1794 году с закладки каменной церкви. Храм возвели в центре прямоугольного двора, образованного оградой и одно­этажными келейными домиками. 

16 2712 1.jpg

Архитектурный образ храма несет в себе черты древнерусского зодчества, при этом очевидно несомненное влияние русского барокко первой половины XVIII века.

Рядом со скитов находится часовня.

16 2716 1.jpg

   Влево от Святой горы уходит дорога, которая, петляет по лесу, исчезает в глубине леса. 

16 2720.jpg  

По этой дороге мы подходим к северному склону Святой горы, где у подножия лежит огромный валун размером 9x6 и высотой 5 метров, формой своей напоминающий череп лошади.

 16 2726 1.jpg

После недолгого пути мы оказываемся рядом с этим чудом природы, на вершине которого расположилась небольшая деревянная часовенка. 

16 2722 1.jpg

Это и есть та самая жемчужина острова — часовня на Конь-камне. 

   Когда третий раз лодку с Преподобным Арсением прибило к берегу, он встретил рыбака Филиппа, рассказавшего, что остров именуется Коневец по главной его достопримечательности — Конь-камню.

   Жители побережья — карелы, использовали остров Коневец как пастбище. Оставаясь во мраке языческих верований, они ежегодно приносили на Конь-камне в жертву коня. Преп. Арсений всю ночь молился об очищении острова от нечисти и наутро совершил молебен перед Святогорской иконой у Конь-камня. По преданию, при окроплении валуна святой водой из-под него выбрались бесы и, обернувшись стаей черных воронов, улетели на Выборгский берег, в залив, получивший поэтому название Сортанлахта — «чертова бухта» (ныне бухта Владимирская). Навсегда исчезли с острова и змеи. По благословению преподобного на Конь-камне впоследствии воздвигли часовню (нынешняя относится к 1880-м гг.). 

На этом месте экскурсия закончилась и мы отправились по лесной дороге к монастырю.16 2729.jpg

  До прибытия монастырского судна было свободное время, можно свободно походить по живописному острову в ожидании отплытия. 

16 2812.jpg

  К сожалению все прекрасное когда то заканчивается, уставшие но получили массу положительных эмоций мы покидали остров Конивец.

16 2816 1.jpg  

16 2819.jpg  

  Материал по описанию острова Коневец взято из книги "Остров Коневец и его святыни"  статьи "Памятники истории и архитектуры", автор Никита Веселов  

 

 

 

 

 

   

 

 


  • Ruzanawralf и Thomassmunc это понравилось



Понравилась тема? Поделись с друзьями в социальных сетях


Читать еще на тему: Россия

0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых