Перейти к содержимому



Фото

Секреты мастерства: советы по фотосъёмке для начинающих


  • Войдите, чтобы ответить
1 ответов в этой теме

#1 mb.

mb.

    Administrator

  • Администраторы
  • 4 330 сообщений
  • LocationМосква

Отправлено 11 Сентябрь 2012 - 03:56

Моя статья для начинающих фотографов, которую я написал для журнала ComputerBild

Отправляясь в другой город, страну или даже на другой континент, мы берем с собой фотокамеру. К какому она относится классу и сколько стоит – совсем неважно, имеет значение лишь наше намерение запечатлеть моменты жизни в красивом кадре. По возвращении домой каждый из нас торопится показать друзьям и родственникам отснятые фотографии, чтобы наши близкие тоже могли прикоснуться к тому необычному миру и небывалой таинственной и манящей красоте неизвестного края. Согласитесь, в какой-то момент приходит осознание, что мы фотографируем не совсем так, как задумывали. И что, помимо фотографий себя на фоне достопримечательностей, нам порой больше и нечего показывать. Попробуем исправить это досадное недоразумение.



Предварительная подготовка

Первым шагом любого фотографа является покупка фототехники. В этой части мы рассмотрим основные параметры, которые следует учитывать при выборе оборудования.

Камера

Досконально изучив азы, вы сможете делать классные снимки даже при помощи мобильного телефона. Но все же хорошая камера – это залог успеха в фотографии. Аппарат, оснащенный современными технологиями, значительно облегчит процесс съемки и предоставит большие возможности для творчества.

При выборе камеры стоит отдать предпочтение цифровым зеркалкам со съемными объективами и ручными настройками, тем более что в последнее время они существенно подешевели. Зеркальные камеры начального уровня продаются по цене от 12 тыс. руб. Для пейзажной съемки характерны определенные параметры, на которых мы и заострим внимание.

Съемка в формате RAW

Вопреки распространенному мнению RAW – формат отнюдь не графический. Это набор необработанной информации, собранной камерой в момент съемки. Для его просмотра требуется специализированное программное обеспечение, RAW-конвертеры или мощные программные пакеты с возможностью RAW-конвертирования. Подробнее о работе с этим форматом вы можете прочитать на стр. 44 и 54. Главным преимуществом RAW является возможность сохранения максимальной графической информации, упакованной без потери качества. Такие данные необходимы для дальнейшей обработки изображения – например, для исправления ошибок при выборе экспозиции или баланса белого. Именно поэтому все профессиональные фотографы снимают в режиме RAW.

Динамический диапазон матрицы

Этим термином характеризуют способность камеры эффективно передать в одном кадре как светлые, так и темные детали снимаемой сцены.

Наверняка вы не раз замечали, что на фотографии, снятой днем, нижняя часть изображения передана очень хорошо, поверхность земли имеет четкую фактуру и границы. Верхняя же часть являет собой лишь белое пятно вместо неба, хотя в момент съемки на небе были облака. Такой эффект происходит из-за больших перепадов яркости света в кадре. Человеческий взгляд способен адаптировать картинку и корректно определять как темную, так и светлую часть изображения. У цифровых камер эта возможность сильно ограничена. И чем выше динамический диапазон матрицы, тем больший перепад света и тени она сможет зафиксировать.

Чувствительность ISO

С помощью этого термина определяют величину светочувствительности матрицы. Говоря другими словами, речь идет о способности сенсора цифровой камеры фиксировать свет, который попал на него сквозь объектив. При выборе фотокамеры, стоит отдавать предпочтение тем моделям, которые позволяют снимать фотографии без цифровых шумов на длинных выдержках при максимально высоких значениях ISO. Это свойство будет полезно при съемке ночных пейзажей.

Объективы

Особое внимание при съемке пейзажа следует уделить выбору объектива. Главный принцип, которым нужно руководствоваться: лучше сэкономить на камере, но купить наиболее качественный объектив, поскольку именно от него в большей степени зависит конечный результат. Поскольку пейзаж предполагает простор в кадре, то фотографы при подобной съемке чаще всего используют широкоугольные объективы, имеющие фокусное расстояние меньше 35 мм (в эквиваленте полного кадра). Это позволяет передать масштаб картины, акцентировав внимание на переднем объекте.
gallery_1_17_109613.jpg
Пример удачного кадра, сделанный широкоугольным объективом с диапазоном фокусных расстояний 16–35 мм

Однако следует помнить, что широкий угол имеет свои особенности, в частности искажения по краям кадра. Поэтому при его использовании нужно иметь опыт и сноровку. Впрочем, для пейзажной съемки годятся объективы и с другим фокусным расстоянием, например длиннофокусные, или телеобъективы, как их называют в обиходе. Так же, благодаря особенностям оптики, длинный фокус позволяет сжимать перспективу и увеличивать задний фон. Такой эффект хорошо смотрится в горах.
1.jpg
Горный пейзаж, запечатленный при помощи объектива с фокусным расстоянием 200 мм

Штатив

Одним из важнейших аксессуаров пейзажного фотографа является надежный штатив. Если кто не знает, это устройство необходимо для стабилизации камеры при съемке с длительной выдержкой. И если днем можно обойтись без штатива, то в сумерках или ночью он просто обязателен. Главное требование к штативу – он должен быть легким и устойчивым. Наиболее предпочтительным выбором является штатив, корпус которого изготовлен из карбоновых материалов, имеющих малый вес и хорошо гасящих вибрации. Дополнительным плюсом будет наличие крюка на центральной штанге, на который можно повесить фоторюкзак для большей устойчивости.

Тросик
5.jpg

Не обязательным, но весьма желательным аксессуаром для пейзажиста является спусковой тросик. Это простенькое устройство позволяет фотографу вести дистанционную съемку, не прикасаясь к камере. Тросик необходим при съемке на длительных выдержках, ведь с его помощью удается убрать эффект тряски рук, благодаря чему получается четкое несмазанное изображение. Также тросик позволяет использовать режим «ручная выдержка», или bulb.

Большинство камер не имеют выдержки дольше 30 с, чего зачастую недостаточно в условиях слабой освещенности. Режим bulb позволяет регулировать выдержку самостоятельно. Достаточно просто зажать кнопку на тросике в начале экспозиции и отпустить ее в тот момент, когда необходимо завершить экспонирование кадра.

Использование светофильтров

2.jpg
Двигая пластину фильтра, фотограф может регулировать уровень границы затемнения

Поляризационный фильтр

Самый распространенный и часто используемый фильтр в пейзажной фотографии, позволяющий отсекать отраженный (поляризационный) свет – например, блики от стекла или воды. Благодаря этому снимки получаются более насыщенными. Поляризационный фильтр рекомендуется использовать при съемке водной поверхности, пейзажей с голубым небом, городских сцен со стеклянными витринами и т.д. Поверхность водной глади, таким образом, улучшается, на ней исчезают блики, что делает ее более естественной и глубокой. На небе углубляется синий фон, границы облаков становятся ярко выраженными. А при съемке в городе фильтр убирает отражения витрин и стекол автомобилей, делая картинку более естественной.

Однако следует помнить, что:

- эффект действия фильтра зависит от угла поворота относительно оси и меняется от нуля до максимума;.

- степень эффекта зависит от угла расположения камеры относительно солнца. Максимальный эффект достигается при расположении камеры под прямым углом к солнцу;

- фильтр не работает при рассеянном освещении, поэтому в пасмурную погоду он бесполезен;

- поскольку эффект действия фильтра зависит от угла, применяя его на широкоугольном объективе, можно получить неравномерное освещение неба.

Градиентный фильтр

Градиентный фильтр представляет собой насадку, часть поверхности которой закрыта затемняющим слоем с изменяющейся степенью непрозрачности. Обычно они служат для того, чтобы в одной части кадра сдерживать поток света. Эти фильтры часто используются для затемнения пересеченных участков кадра, например неба. Таким образом, на фотографии мы получим сбалансированную верхнюю и нижнюю части кадра без явных пересветов. Фильтры отличаются разной плотностью, говоря иначе – степенью затемнения.

Градиентные фильтры бывают двух типов: круглые и пластиночные. Первые, накручивающиеся на объектив, имеют существенный недостаток: затемненная граница строго зафиксирована, так что фотограф не может ее регулировать. Это резко ограничивает степень художественного выражения при построении композиции.
3.jpg
Использование градиентного фильтра LEE 0.9 ND Grad Hard сделало фотографию более естественной, на снимке сохранены детали не только в нижней части кадра, но и в небе

Пластиночные фильтры призваны исключить недостатки круглых, поэтому многие фотографы используют именно их. Они представляют собой стеклянные или пластмассовые пластины прямоугольной формы, устанавливающиеся в специальные насадки- держатели, крепящиеся на объектив. Применение таких фильтров открывает новые возможности для съемки: в частности, благодаря перемещению уровня затемненной области удается точнее определять зону затемнения.

Нейтрально серый фильтр

Эти фильтры похожи на градиентные, но отличаются тем, что их поверхность полностью затемнена. Они применяются в условиях яркой освещенности для уменьшения светового потока на матрицу, что, в свою очередь, используется фотографами с целью увеличения выдержки. Обычно нейтрально-серые фильтры используют в дневное время, когда нужно увеличить выдержку больше, чем позволяет экспозиция камеры. Самый известный пример съемки с такими фильтрами – это съемка водопадов.
4.jpg
Cлева съемка без нейтрально-серого фильтра. Справа – с нейтральным фильтром Lee 0.9 ND Standart. Благодаря ему увеличена выдержка, и в итоге поток воды получился размытым, что добавило в фотографии художественный акцент

Композиция или построение кадра

С чего начать новичку? Что нужно знать, чтобы фотография получилась интересной, выразительной и притягивала взгляд? Ответов может быть много, но мы начнем с базовых правил, которые нужно знать при построении кадра.

Правило третей, или «Золотое сечение»
6.jpg
Способ кадрирования снимка с применением правила «золотого сечения». Главный элемент снимка расположен в области, образованной пересечением силовых линий

Это базовое правило, которым испокон веков руководствовались художники. Оно заключается в том, что на картине существуют определенные точки, привлекающие внимание зрителя. Таких точек четыре, и они расположены на пересечении двух условных горизонтальных и вертикальных линий. Древние греки называли их силовыми точками.

Считается, что правые верхняя и нижняя точки имеют большую эмоциональную силу, так как взгляд зрителя входит в сюжет с нижнего левого угла, потом передвигается к центру и затем достигает правых силовых точек.

Вертикальные линии служат также границей для ориентации линии горизонта или границы воды. Если вы хотите акцентировать внимание на нижней части кадра, размещайте линию горизонта вдоль верхней воображаемой линии. Если же акцент следует сделать на небе, то горизонт нужно разместить вдоль нижней воображаемой линии.
477843_377430072313846_971076814_o.jpg
Расположив горизонт на воображаемой верхней горизонтальной линии «золотого сечения», мы получили цельную композицию

Но, как и в любом правиле, здесь есть исключения. В пейзаже весьма популярно смещение линии горизонта, если пейзаж имеет две сбалансированные части. Примером может являться съемка пейзажа на фоне отражения в зеркальной глади озера. В вертикальном кадре вдоль линий рекомендуется размещать основные объекты, например дерево, водопад или высокое здание. Заметим, что объекты необязательно строго располагать в силовых точках. Достаточно поместить их рядом, чтобы кадр стал привлекательнее.

Передний план

При съемке пейзажа, как правило, используют широкоугольные объективы. В этом случае не помешает добавить на передний план крупный доминирующий объект. Это может быть камень, дерево, лужа и т.п. Таким образом мы сконцентрируем внимание на понятной глазу точке входа в кадр и создадим эффект присутствия на месте, что придаст картинке глубину и перспективу.
469026_362280320495488_1597854689_o.jpg
Широкоугольные объективы хорошо акцентируют внимание на переднем плане или отдельном объекте

Дополнительный объект в кадре

Если вы фотографируете масштабные объекты, например горы или гигантские деревья, постарайтесь включить в кадр объект известного размера. Скажем, на краю пропасти или на верхушке горы поставьте фигуру человека или животного. Тогда мозг сразу сопоставит масштаб с привычной формой объекта, и вы сможете подчеркнуть величие окружающего пейзажа.
8.jpg
Вереница людей на верхушке горы позволяет передать в пейзаже масштаб

Обрамление кадра

Чтобы придать кадру яркую эмоциональную окраску, многие фотографы стараются включить в кадр небольшой объект в боковой области. Этот штрих сделает картинку живее и привлекательнее. В городском пейзаже хорошо смотрится арка или нависающий мост в верхней части изображения.
9.jpg
Нависающая ветвь дерева в кадре значительно оживляет горный пейзаж

Наши советы – это основные, можно даже сказать, базовые рекомендации построения композиции в пейзажной фотографии. Но нужно учесть, что фотография – это искусство, и каждый мастер по-своему видит свои художественные произведения, поэтому не бойтесь экспериментировать и импровизировать. Это, кстати, относится и к выбору композиции. Освоив базовые правила и поняв, какое влияние они оказывают на зрителя, вы сможете сделать красивый кадр. Главный принцип любой съемки – фотография должна быть интересна зрителю и вызывать у него положительные эмоции.

Техника съемки

Рассмотрев основы композиции, перейдем от художественной стороны к технической. Важно помнить, что вне зависимости от аппаратуры любая цифровая фотография лежит на трех китах: выдержка, диафрагма и ISO. Каждый из этих параметров связан друг с другом, а их значения в сумме дают качественный конечный результат. Наиболее частой связкой являются выдержка и диафрагма. Определение этих двух параметров называется экспозицией, которая формирует сбалансированный кадр по свету и тени.

Выдержка
10.jpg
Фотография Московского Кремля, сделанная с двадцатисекундной выдержкой

Этот параметр формируется затвором и регулирует количество света, воздействующего на матрицу камеры. Принятый ряд значений, выдержки составляет геометрическую прогрессию, то есть каждое следующее значение вдвое больше предыдущего. У зеркальных камер диапазон значений бывает разный. Например, модель Canon EOS 5D Mark II отличается широким диапазоном выдержки – от 30 с до 1/8000 с. Кроме экспозиции выдержка влияет и на характер движущихся объектов в кадре. Чем больше значение, тем более смазанным будет движущийся объект. Правило действует и в обратную сторону: чем меньше выдержка, тем более резким будет объект в кадре. Если пейзаж имеет быстро движущиеся объекты, например людей, животных, деревья, раскачивающиеся на ветру, выдержку следует выставлять как можно короче. Однако полностью резкий или, как еще говорят, замороженный кадр бывает не всегда интересен. Иногда возникают ситуации, когда художественный замысел требует динамики. Например, «замороженный» мотоцикл на трассе будет казаться стоящим у обочины. Но если выдержку увеличить, то быстро едущий мотоцикл чуть смажется и в кадре сразу появится движение, динамика, делая кадр более выразительным. Особенно эффектно смотрится свет от фар автомобилей в вечернее время, создающий цветные трассирующие следы.

Длинную выдержку часто применяют при съемке пейзажей с водопадами, фонтанами и морским прибоем. Это делается для того, чтобы вода в кадре не казалась излишне застывшей. Чаще всего при съемке воды используется диапазон выдержек от 1/15 до 1/80 с, варьирующийся в зависимости от характера объекта и расстояния до точки съемки. Не забывайте, что кадры на длинных выдержках лучше всего снимать со штатива.
11.jpg
Динамичный морской пейзаж с эффектом движения волны. Кадр сделан с выдержкой 1/80 с

Новички часто спрашивают: как рассчитать примерное значение выдержки, при котором можно вести съемку с рук? У фотографов существует для этого простая формула: максимальная выдержка должна быть обратно пропорциональна фокусному расстоянию объектива. При съемке кадра с фокусным расстоянием 24 мм минимальная выдержка не должна превышать 1/24 или 1/30 с (ближайшее возможное значение). Такая формула позволяет рассчитать приблизительные параметры и не является догмой, поскольку зависит от многих других факторов.

Диафрагма

Между линзами объектива имеется круглая диафрагма, состоящая из тонких металлических лепестков, которые могут открываться и закрываться, регулируя поток света, падающего на матрицу. Степень открытия диафрагмы обозначается рядом цифр, одинаковых для всех объективов, и маркируется литерой F. Значение диафрагмы напрямую связано со значением выдержки. Чем больше открывается диафрагма, тем короче выдержка. И наоборот, чем меньше диафрагма, тем длиннее выдержка. Однако диафрагма влияет и на характер изображения, а точнее – на глубину резкости изображаемого пространства (так называемый ГРИП). Это означает, что, чем шире открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости. Открытые диафрагмы принято использовать при съемке людей для отделения человека от окружающего фона.
12.jpg
Кадр, сделанный с диафрагмой F2.8: окружающий фон размыт, благодаря чему взгляд зрителя акцентирован на крестьянине

В пейзаже чаще всего требуется резкая картинка по всему кадру. Для этого глубина резкости должна быть максимальной. На практике, снимая широкоугольным объективом, в большинстве случаев четкие и резкие кадры получаются с диафрагмой F8–F14. Важно помнить еще один нюанс: использовать максимальные значения диафрагмы не рекомендуется. Многие объективы позволяют выставить крайние значения – F22. Казалось бы, для наибольшего эффекта ГРИП достаточно выставить F22, и тогда весь кадр станет резким. Однако это не совсем верно, поскольку существует такое понятие, как дифракция, из-за которой после определенных значений диафрагмы картинка теряет резкость и становится мутной. Этот эффект свойствен всем камерам, но в разных режимах. Фотографы со стажем не рекомендуют использовать диафрагму меньше F16, поскольку, по общепринятому мнению, кадры с меньшей диафрагмой выглядят хуже.

Чувствительность ISO

Этот параметр определяет светочувствительность матрицы. Чем он выше, тем чувствительность больше. К регулировке ISO прибегают в условиях малой освещенности, когда регулировок параметров выдержки и диафрагмы недостаточно и кадр все равно остается темным. Но у высоких значений есть и обратная сторона: при увеличении светочувствительности матрица начинает греться, и на фотографии появляется неприятный цветной шум (зернистость). Особенно он заметен на градиентных цветовых переходах, которые характерны в пейзажной фотографии. Поэтому при съемке пейзажа рекомендуется оставлять значения ISO минимальными, поднимая их только в крайнем случае. Снимать же без цветовых шумов при достаточно высоких значениях ISO позволяют только дорогие профессиональные камеры.

Вся вышеизложенная информация – это лишь базовые правила и примеры. В жизни каждая ситуация, каждый кадр требуют индивидуального подхода. В зависимости от общей композиции, окружающего света, погоды и характера кадра требуются свои значения экспозиции. И только на основе личного опыта вы сможете правильно выбирать эти параметры. Большинство новичков задается главным вопросом: как научиться правильно выставлять настройки? Ответ прост: необходимо научиться работать со встроенным экспонометром, а также освоить гистограмму.

Встроенный экспонометр

Экспонометр – это такой прибор, который подскажет правильную экспозицию. Ставим камеру на штатив и выбираем режим съемки. Например, в режиме «приоритет диафрагмы» мы можем самостоятельно изменять диафрагму, а уж выдержку камера определит сама. Но, как и любая техника, экспонометр может ошибаться. И чтобы проконтролировать результат, во многих цифровых камерах есть мощный инструмент, который называется гистограммой. По сути, это график распределения полутонов на изображении. По горизонтали располагаются градации яркости от черного слева до белого справа, а по вертикали – относительное количество пикселей с данной яркостью.

Рассмотрим гистограмму на примере правильно выставленной экспозиции. Как видим, основная информация кадра находится в середине, в области полутонов.
14.jpg

 

15.jpg
Равномерное распределение полутонов на гистограмме подтверждает правильность экспонирования снимка

Теперь рассмотрим другой пример. Если выдержка слишком длинная, то кривая на гистограмме сместится вправо и мы получим в той части, где должен быть белый тон, максимальную информацию, а в правой части – отсутствие информации о черных тонах. Как следствие, мы получили просвеченную экспозицию, с потерей деталей в светлых областях.
16.jpg

 

17.jpg
Пример неправильно выбранной экспозиции кадра: длительная выдержка приводит к чрезмерному осветлению кадра, что отчетливо видно по гистограмме

Еще один вариант. На сей раз выдержка слишком короткая, и наша гистограмма сместилась в левую часть, в область черных тонов. Теперь отсутствует информация в правой части. Как следствие, картинка стала слишком темная, недоэкспонированная. Соответственно, детали в темных областях будут потеряны.
18.jpg

 

19.jpg
Пример другой неправильной экспозиции кадра: картинка слишком темная, а значит, будет утрачена информация в области сложных теневых переходов, формирующих главную часть кадра

Таким образом, гистограмма наглядно показывает качество получаемого результата еще до того момента, когда мы увидим кадр на экране монитора, и позволяет определить степень изменения экспозиции с целью улучшения картинки. Поэтому старайтесь всегда использовать гистограмму, ведь именно она поможет выставлять параметры таким образом, чтобы кадры выглядели наиболее достоверно. График должен всегда оставаться в пределах площадки, перекосы в одну из сторон недопустимы. Освоив работу с гистограммой, вы сможете контролировать экспозицию и получать хорошие результаты во время фотосессий.

Ссылка на источник: http://www.computerb... ... masterstva



#2 Светлана Д.

Светлана Д.

    Постоянный пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 52 сообщений

Отправлено 30 Январь 2013 - 09:17

Миша, какая статья интересная, спасибо тебе за труд! И за все остальные тоже, я сегодня прочитала несколько тем, всё очень интересно!





Понравилась тема? Поделись с друзьями в социальных сетях

0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых